Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
18:47 

Комментарий к "Как Корабль назовёшь, так он и поплывёт"

cat-ira
Умеренный оптимизм - ключ к успеху.

О "Как Корабль назовёшь, так он и поплывёт"
cat-ira.diary.ru/p209574482.htm

      В этом оридже я собрала очень много собственных хэдканонов. Также некое количество информации и материалов. И я знаю, что рано или поздно начну забывать это сама, так что решила написать пост, посвящённый отсылкам и информации, которая использовалась при написании «Как Корабль назовёшь, так он и поплывёт».
      Во-первых. Спасибо заказчику за оформление заявки. «Original. Санкт-Петербург – Ленинград – Петроград. Три лика одного города, три поколения, одна память». Я очень давно носила в голове историю Санкт-Петербурга как персонажа, но в ней не было кульминации, развязки – и это было просто описание его жизни, не История, которую можно рассказать. Заказчик дал мне идею – и я сосредоточилась на Городе и его имени. Как он с ним жил, взаимодействовал, менял и возвращался.
     Название – отсылка к рассказу Франции из Хеталии. Франция когда-то сравнил страну с кораблём: она несётся по волнам истории, держится на плаву или её штормит, а люди – её экипаж. Для Питера это сравнение – более чем справедливо. Ну и опять тема с названием. Я не нашла, кому конкретно принадлежит эта фраза, но я ассоциирую её конкретно с капитаном Врунгелем, из острова сокровищ. (поправка от Лайверин: "Приключения капитана Врунгеля".)
      Но поехали по тексту. «Он стряхнул остатки сна, фокусируясь на цифрах, мигающих на экране, прикосновением сбросил напоминание». Забавный момент, под напоминанием я изначально имела в виду будильник, так как концовка должна была быть совершенно другой. Но при перечитывании я поняла – неловко получилось кольцо. Это напоминание о своём дне рождения, хотя Питер и подчёркивает, что это самый обычный день. Он не собирался праздновать.
     Питер – собирательный образ бизнесмена. Его год – 2014-2016, какой-нибудь такой. Дата – 27 мая.
     Peter, его линия происходит в 1712 году, примерно лето. Ему на момент текста приблизительно лет 10-12, по рамкам того времени уже почти взрослый. Пэтэр, на не русский манер, по тексту получился младше, но это так и должно быть, Города живут столетиями, поэтому даже 100-летний Город ещё малявка по мнению остальных.
      «В отличие от неё во Дворце звуки не смолкали ни днём, ни ночью» – под Дворцом я имела в виду Летний Дворец – один из самых первых дворцов Санкт-Петербурга.
      «…голос няни был ласков, но настойчив» – Peter – нетипичный Город для этого мира. Обычно города не только заботятся о себе сами, но и появляются более зрелыми. Однако тут его строили специально, чтобы он сразу стал столицей, поэтому новорождённый город сразу оказался больше окружен людьми. Для Петра Первого строительство новой столицы имело приоритет, поэтому и уход за ребёнком был соответствующий.
      «…строгий воспитатель-гувернёр, выписанный обучать его прямиком из далёкой Франции» – прорубая окно в Европу, Пётр Первый много кого притащил из Европы в Россию. А Город-почти-столица просто был обязан быть воспитан на европейский манер.
      «Юный граф» – институт графства, насколько я поняла, тоже притащил в Россию Пётр Первый, вроде бы со стороны Священной Римской Империи. Почти столице полагалось иметь приличный статус.
      «Паша Кораблёв» – это имя Петрограда. Петроград – обычный рабочий парень среди таких же рабочих. Ничего примечательного. Но его фамилия это отсылка к корабельной жизни города, важности для судостроительной отрасли. Паша = Павел, в эпилоге я привожу, что это от Собора Святого Петра и Павла. Петроград не может взять имя Петра, так как он поклялся им, но не сдержал обещание. Поэтому он берёт для себя второе.
      Коммуналка находится где-то на Петроградке. Потому что там живёт одна моя знакомая и это моя самая первая ассоциация. Ну и ещё потому, что от Петроградки до завода Пашки есть прямая трамвайная ветка!
      Дата Пашки, как будет ясно позднее – плюс 3-7 дней к 21 января 1924 года (смерть Ленина).
      «Лёнька Градов» – имя Ленинграда. Я знал с самого начала, что он Ленька (букву ё мне добавила бета), но фамилии долго не было. Я вспомнила своего преподавателя Градову и позаимствовала. Получилось достаточно удачно.
      Дата Леньки: до 15 декабря 1941, но после середины ноября 1941. 15 декабря был последний авиаудар по Городу, следующий начался только с апреля. Но уже зима.
      Ленька – техник радио. Как и Пашка, он «обычный» человек, один среди многих. Ленька увлёкся радиотехникой именно после тех инженерных курсов, на которые ходил Пашка.
      Линия Леньки построена на трёх прекрасных книгах, которые я посоветовала бы прочитать. Без Ольги Берггольц «Говорит Ленинград» не было бы и Леньки. Она рассказывает об истории блокадного радио глазами литераторов, глазами самой поэтессы. Трогательно, со стихами. Когда я читала эту книгу пару лет назад – тогда и появилась сцена с «Говорит Ленинград». Город, который в окружении врага, подходит к микрофону и говорит со своими жителями. Не таясь, представляясь самим собой. Но так – что ему верят.
      Ещё две книги я прочитала при написании. Это «Говорит Ленинград» из сборника Ленинградское радио: от «блокады» до «оттепели» (www.senat.org/senat-news/Leningrad-900.html). В ней более подробно расписывается жизнь батальона связи, быт техников, задачи, которые стояли перед радио и то, как они их решали. Это очень познавательно, а также особенно прекрасно то, как это описано. Просто жизнь, где война – часть быта. Вторая: Голос Ленинграда Александра Рубашкина, в которой идёт речь о редакторах блокадного радио: как писались сценарии программ, по каким принципам. Сторона, о которой не знали литераторы. И частично: то, о чём не могла написать Ольга Берггольц в своей книге из-за цензуры.
      «Мерно стучал метроном в такт с его еле слышным сердцебиением» – звук метронома тогда называли сердцем города. В этой истории это нужно понимать буквально.
      «Он не хотел бежать, он не хотел никуда идти – кольнуло в груди», – Города в этом мире, как и в Хеталии чувствуют ранения территории как свои раны. Ленька чётко знает, какие дома сейчас на линии огня – он чувствует, как они рушатся, он рушится вместе с ними.
      «Лёнька Градов сел на раскладушке, почти не обращая внимания на боль», – Работники радио были переведены на казарменное положение, их принудили расположиться в соседних домах с домом Радио. Некоторым же, как Леньке, повезло жить одному в комнате. До войны он жил где-то ещё.
      Заключённый. У него нет имени, потому что он уже не Петербург, но ещё не Петроград. Его дата: 31 августа 1914 год. Тюрьма: одна из 69 камер в стенах Петропавловской крепости, там держали политзаключённых. Как Петербург вообще оказался в немилости у власти? Достаточно просто: связался с революционно настроенными гражданами. Его целью, естественно, не было свержение и расстрел императора, но конституционная монархия и демократия казались очень привлекательными. Петербургу уже почти 200 лет, он молод и думает, что может изменить мир. И принято решение: упрятать бунтующую столицу, пока не натворил ещё дел. Или не сбежал воевать на Первую Мировую, ещё ранят и это отразится на городе.
      Его не зря обозвали Городом Трёх Революций.
      Пара слов о структуре. Структура истории:
      Питер — Peter — Пашка — Ленька — Заключённый
      (потом обратный порядок)
      Ленька — Пашка — Peter — Питер
      (опять прямой порядок)
      Peter — Пашка — Ленька — Заключённый — Питер
      Последнее эпилог, структура рушится, но в самом эпилоге Питер вспоминает себя в правильном порядке – Пашка-Ленька, соединяя историю и замыкая круг.
      «Он [Ленька] медленно хромал до нужного дома» – Ленька не мог не уйти на фронт, как только началась война. Но его ранили, предположительно 16 сентября 1941, когда Ленинград был под мощнейшим артобстрелом. Я долго думала, какое это могло быть ранение: Леньке нужно было сохранить работоспособность, но он уже не мог быть солдатом. И даже опросила знакомых. Самый частый ответ: ноги. Если нужен обоснуй – блокада парализовала и транспортную систему города, а в декабре отключились и трамвайные пути. Поэтому каждый путь на работу, за едой – мог стать последним. Холод. Голод. Отсутствие транспорта. А ночью – и света. «Запнувшись – нет сил встать» – писали в источниках, которые я смотрела. А трупы убирать было некому. Так и лежали «силуэты». До весны.
      «Перед взором мелькнул бок серебристого автобуса с еле угадываемой надписью «Эстонское радиовещание» – не могла не вставить деталь из прочитанных книг. Реальная машина, с передовым оборудованием, чудом оказавшаяся в Ленинграде в момент блокады. На неё был магнитный магнитофон, с устройством которого разобралась Любовь Спектор и научила этому других. Он позволял выезжать и вести репортажи прямо с фронта, брать интервью на заводах, у солдат, а не только в пределах студии.
      «И дом Радио, что на улице Ракова (которая когда-то была и ещё будет называться Итальянской) поглотил в себя ночного путника» – сейчас в этом здании ещё есть офис канала 5.
      «Завод имени Рыкова!» – я долго думала над тем, на каком же заводе работает Пашка. Первым в голову пришел Кировский завод. В 1924 его называли «Красный Путиловец». Но более подробное рассмотрение документов выявило, что на заводе были сильные антисоветские настроения, работники часто бастовали, жаловались на крайне низкую зарплату. Я очень хотела описать поездку на трамвае, поэтому я нашла карту трамваев 1936 года и стала изучать, какой завод мог бы взять Пашку (без внятного образования) к себе на работу. По транспорту подходила Электросила, но не по образованию. В итоге остановилась именно на этом. На нём занимались лесообработкой: что не требует особой квалификации. Завод не просуществовал долго, хотя пишут, что и сейчас на этом месте есть какая-то строй база. Территориально это в районе будущего Лахта центра, насколько я поняла.
      Линия Пашки – как можно заметить – основана на собирательном образе рабочего, коммунальной жизни и документах про жизнь рабочих 1922 – 1936 годов, в том числе письмах к Сталину и Ленину. Спасибо историческому факультету какого-то ВУЗа за их наличие в сети.
      «Когда-нибудь, позволил Peter себе поддаться грёзам, он станет взрослым, и сам будет решать, на что смотреть и куда поворачивать! Только так!
      – Через двести метров поверните направо, – проинформировал женский искусственный голос навигатора. – Проедете сто метров, конец маршрута».

      Просто моя самая любимая связка.
      Каждый кусок текста связан так или иначе с предыдущим. Я не хотела использовать звёздочки или пробелы принципиально. Проблема текста – не сразу ясно, что и как происходит. Но цель – что б к финалу паззл в голове собрался и картинка сложилась. Я видела с самого начала этот текст «цельным». Не все связки давались легко, над многими надо было думать. Эта тоже появилась не сразу. Но мне кажется она самой удачной – действительно диалог Ликов между собой. Но чаще я использовала противопоставление.
      «Предчувствия не обманули его: когда стеклянные двери бизнес-центра раздвинусь, он заметил знакомую особу, удобно устроившуюся в кресле для посетителей» – это абсолютно не важно, но я представляла в этот момент бц, где я проходила практику.
      И про Москву.
      Во-первых, она сама пришла. Я не хотела про неё писать, но видимо, со Столицей лучше не спорить. Во-вторых, я хотела, чтобы первой была встреча на линии 1712 года, но появилась структура и я решила её придерживаться. В-третьих, она должна была поймать Питера на обеде, но Столица решила не ждать.
      Если Вам показалось, что она похожа на Майкрофта Холмса или иного человека помешанного на контроле, то Вы правы. Но у её действий есть логика.
      Изначально, история СПб для меня ещё и история их любви. Я иногда шипперю Столицы. И я знаю, как шли их отношения. Но я не могла сделать из этого рассказ. Не хватало. Поэтому это осталось за кадром. Так что отношения Москвы и Петербурга – это на Ваше усмотрение. Дружба, Любовь? Это не так важно. Сцены, которые относятся и к истории любви: Первая встреча, Момент с «говорит Ленинград».
      Но логика её контроля в другом. Москва не знает, где был Город на Неве с 1914 по 1941, пока Ленька не произносит то, что должен. Потому что Паша и Ленька скрываются среди людей, а найти Город на своей территории не может никто.
      Поэтому с 1941 и по настоящее время Москва «не спускает глаз» с Петербурга. Она не хочет его потерять. Но делает это практически незаметно.
      «Питер отпил из стаканчика: зелёный чай. Именно такой, как ему всегда нравился» – мне тут один читатель возразил, что в Питере не принято пить зелёный чай. Ну… поступлю как Роулинг: Питер любит и чай, и кофе, вне зависимости от цвета. Главное – хорошего качества.
      В этой сцене я очень переживала, что из Питера получилась «тряпка». Но на самом деле, это просто Москва крайне энергичная. И её действия Питер одобряет, хоть и не признается вслух.
      «- Граф Санкт-Петербург, – подвели юного графа к очередной даме. – Великая Княгиня Москва».
      Признаю, статус «Великая княгиня» для Москвы спорный. Я решила опереться на то, что она бывшее княжество. Но при этом, она не Княгиня Московская, потому что под этим имеется совершенно другое.
      Я ещё не сказала? Для линии юного Peter-а использовался Роман Льва Николаевича Толстого «Война и Мир» в качестве базы. Да, немного столетием позже, но по духу он мне показался достаточно близким.
      Деталь: светское общество не имеет лица, оно — безликая толпа. Вокруг Заключённого людей нет. Вокруг Пашки – уже есть имена, но ещё нет личностей. Вокруг Леньки в основном конкретные личности. А Питера на улице уже можете повстречать и Вы сами. Если успеете заметить, как он спешит.
      «Peter поприветствовал её на французском» – в «Юности честное зерцало» одним из правил этикета было, что юному дворянину надлежит общаться на французском, дабы прислуга не поняла его речи. Юный граф на тот момент даже лучше говорил по-немецки и по-французски, чем по-русски, что не могло не вызвать недовольство Москвы. Идеально язык Город на Неве выучит уже немного позже, в ответ Москве, а отточит вместе с Золотым веком литературы. Но это уже другая история.
      «… от нынче модных курительных трубок к потолку устремлялись струйки дыма». Найти приличное описание истории табакокурения в России не так-то просто. Вот историю о борьбе с курением – легко. Считается, что Пётр Первый завёз табак в Россию. Это не так. Курили и раньше, начали примерно с Ивана Грозного. Но до Петра за табакокурение, а также распространение и выращивание, полагалась смертная казнь, которую могли заменить просто наказанием в виде вырывания ноздрей. Простите. А Пётр подсел на курение и заставлял курить бояр. Забавно, но табак до Петра в России не курили, а пили.
      «Группка рабочих дымила на заднем дворе завода» – я хотела описать диалог в цехе, но не смогла представить хорошо работу цеха. К счастью, пришла на помощь психология курилки. Не знаю, насколько это реальная ситуация для завода того времени. Но рабочие курили, это факт. Достать табак даже во время Блокады было проще, чем еды.
      «Огонёк нашелся у Пашки, прибывший Григорий затянулся» – две отсылки в одном. Первое, Пашка хоть и простой рабочий, но очень маленькие мелочи иногда ныкал. Например, зажигалку. Перед арестом – успел спрятать свою библиотеку. Во время Второй Мировой – куда-то упрятал Янтарную комнату. И не признаётся! В его комнатке наверняка нашёлся бы маленький запас хорошего чая, могла бы промелькнуть даже колбаса во время дефицита.
      И Григорий. В этой истории он не Гришка, не Гриша – и немного выпадает из всех остальных рабочих. Григорий – имя инициатора переименования Петрограда в Ленинград. А тут именно его тёзка приносит весть о новом имени Города.
      Это сигнал для Паши – менять жизнь.
      «- Уже и анекдот молва родила» – новое имя люди приняли не сразу. Везде пишут про большое количество анекдотов на тему, но я не смогла найти больше двух. Один из них я и привела в рассказе, а второй был уровня: «а давайте назовем город Шостоковичбургом» или «а давайте стихи Пушкина переименуем в стихи Есенина».
      «[Ленька] отвлекал дежурного диспетчера разговорами о забавных случаях из жизни в довоенной коммуналке». Да, в этом предложении отсылка к коммуналке, в которой жил Пашка. И даже именно тот скандал, который не давал ему спать в начале истории. Знаете, когда сначала всё кажется ужасным, но со временем события становятся смешной байкой, которую рассказываешь при случае, чтобы поднять настроение.
      «Товарищ Яков, начальник литературно-драматического вещания Ленинградского радиокомитета, опять был на ногах. (Он слишком много работал и совершенно не умел жалеть себя)».
      Реальная личность. Яков Бабушкин. Предложение в скобках – цитата из книги Ольги Берггольц. Он действительно делал много для радио того времени. Пара слов о его судьбе. В 1943, после того, как он провёл Радио через Блокаду, его уволили. И призвали. Погиб под Нарвой, в боях, в 1944 году. Я надеюсь, что использование реальной личности никого не оскорбило. Его описывают действительно хорошим человеком.
      Почему он зовёт техника в студию? У Петербурга хорошо поставленный голос: всё-таки его воспитанием занимались и ораторы. Конечно, Яков не знает, кто перед ним. Но он видит талант и ему нужен подходящий голос. Он не знает, что он ставит под удар всю студию.
      Ленинград это понимает, но он не может сказать нет.
      В чём риск? Радио слушали не только в Городе или СССР, но и по другую сторону баррикад. Сторона противников записывала имя каждого репортёра, чтобы расстрелять в первую очередь. Голос Москвы – Левитан – был врагом для той стороны по приоритету даже выше Сталина. Сложно не понимать важность СМИ и пропаганды, особенно в этот тяжёлый период.
      Голос Санкт-Петербурга знаком не только Москве. Но и Берлину, Таллину, Хельсинки. Он же вёл международные дела как столица на протяжении десятилетий. Город – это воплощение души поселения, убьёшь Город – сломишь дух.
      Но с другой стороны: Студия и так объект номер 1. И есть несколько запасных студий. Шанс есть.
      И иногда важно сказать, а не промолчать.
      И Ленинград говорит.
      …
      «- Говорит Ленинград. Слушай, Большая Земля.»
      …

      Конечно же, это цитата.
      Эта сцена жила в голове давно. И кажется, она получилась сильной, какой ей следует быть.
      В версии, где СПб/Мск я больше делала акцент на то, как Москва узнает знакомый голос, спустя стольких лет лишь догадок, жив ли, существует ли ещё в том же виде. В этой истории ей досталась только одна строчка, узнали?
      Вернёмся в 1914. «Заключённый сел и развернул «Экстренный выпуск Биржевых новостей» – реальная газета, в сети даже можно найти сканы. Цитата тоже точная.
      Кто принёс ему газету? Тот же, кто и книги. У меня есть несколько версий, но они не имеют значения, на самом деле. Как и принятое Петроградом решение.
      «На Дворцовой набережной собрались толпы людей, все занимали выгодные позиции, готовясь оборонять их до последнего» – думаю, знакомая картина любого городского праздника. Для меня в этих строчках – Алые паруса.
      Сцена Москвы и Питера в конце – это эпилог. Изначально я думала завершить тем, как Питер пересекается с туристкой (люблю туристов, они милые, иногда), и всё выше – его истории. Но у бизнесмена вряд ли есть много времени на общение с туристами (не правда, есть). Ещё не вошла в историю фраза, где Питер сказал спасибо за хороший день. Но Москва услышала это спасибо и без произнесения вслух.
      Зато начать с утра и закончить салютом ночью (хотя 27 мая, оно ещё светло, начало Белых ночей) – символично.
      Общая деталь: у городов нет чёткой внешности. Так что если Вы видите облик Петербурга в своей голове – каким бы он не был для вас – он верный. Города видят всегда истинный облик друг друга.
      Я не знаю, насколько понятно читать текст тем, кто не живёт в этом городе, как я.
      Остались ли у Вас ещё вопросы, которые хотите обсудить?
запись создана: 24.06.2016 в 16:53

@темы: Хеталия, Рыба, такая Рыба, Ир размышляет, Ир пишет, Ир vs Ворд

URL
Комментарии
2016-06-27 в 01:58 

Лайверин
Лети, душа моя, на свет, лети на волю. Моя свобода - это миф, мечта рабов.(с)
Я не нашла, кому конкретно принадлежит эта фраза, но я ассоциирую её конкретно с капитаном Врунгелем, из острова сокровищ. Только не "Остров сокровищ", а "Приключения капитана Врунгеля".
Большое спасибо за текст и за такое большое количество интересной информации. И, разумеется, за потрясающий образ одного из любимых городов.

2016-06-27 в 02:14 

cat-ira
Умеренный оптимизм - ключ к успеху.
Лайверин, спасибо большое за уточнение - внесла правку. Я просто точно помню, что там была яхта беда, ужасный саундтрек в начале серии, и... видимо да, я перемешала в голове с Островом сокровищ. (Поиск по фразе выдает кучу сайтов "как назвать своего ребенка", поэтому я и не докопалась до первоисточника фразы).
Правки в комментарий ещё будут вносится, хочу добавить немного картинок.

И большое спасибо за отзыв). Для меня он тоже - самый любимый).

URL
2016-12-15 в 17:46 

MatthewBoolie
if you can dream it, you can do it
Очень интересная информация в дополнение к фанфику. Прочитала с не меньшим интересом!:)

2016-12-15 в 23:57 

cat-ira
Умеренный оптимизм - ключ к успеху.
MatthewBoolie, понравилось?
*.*
Иногда проработка информациии занимает больше времени, чем само написание

URL
2016-12-16 в 05:33 

MatthewBoolie
if you can dream it, you can do it
Ага:) я бы еще что-то подобное прочитала!
Да, сразу видно, сколько усилий ты в него вложила. :)

   

Заметки оптимиста

главная